"Наука исчезает там, где исчезает чистота сердца" (Никола Валуа).
 
Истинная алхимия бесконечно превосходила любое ремесло или науку,  ибо для того, чтобы совершить трансмутацию, обычных умений было  недостаточно; да и знание само по себе не являлось залогом достижения  мастерства. Требовались нравственные достоинства. Человек получал  доступ к чудесам природы, лишь после того, как достигал высшей степени  совершенства. Алхимиком считался Иоанн Креститель, ибо, согласно  византийской легенде, он превращал гальку на морском берегу в золото и  драгоценные камни. Алхимики эпохи Средневековья и Возрождения не  придавали особого значения научной стороне своей мудрости: по мере  того, как они все дальше и дальше отходили от магии, исследовательский  дух, свойственный их предшественникам, постепенно угасал в них. Многие  теперь заявляли, что созерцать природу - гораздо важнее, чем читать  ученые книги. Они говорили, что нужно вновь обрести сердечную  простоту, утверждая, что сотворить золото под силу ребенку. Они  полагали, что первичный ингредиент для алхимического "делания" - prima  materia ("первоматерия") - находится повсюду, нужно лишь уметь ее  увидеть. Но невежды каждый день топчут ее ногами, и недостойные  отвергают краеугольный камень алхимии, так как не могут оценить его  значения. "Она явлена всем людям, - говорит Парацельс о первоматерии, - и у бедняков ее больше, нежели у богатых. Благую ее часть люди  отвергают, а дурную часть сохраняют при себе. Она и видима, и  невидима, дети играют с ней на дорогах..."  Эти метафоры восходят к евангельской образности, и даже  абсудрное, на первый взгляд, заявление о том, что первоматерия  в одно и то же время видима и невидима, построено по аналогии со  словами евангелиста: "...и глаза свои сомкнули, да не увидят  глазами... Ваши же блаженны очи, что видят" (Матфей, 13:15-16). Вообще, труды, приписываемые Гермесу, имеют много общего с  евангелиями. Те и другие написаны во II веке, но независимо друг от  друга: их авторы одновременно открыли схожие идеи и способы выражения. Это сходство произвело впечатление на ранних "отцов церкви", и они  даже призывали Гермеса Трисмегиста (наряду со столь же апокрифическими  Сивиллами) в свидетели истинности своих слов. Лактанций в III веке  восклицал: "Не знаю, как ему это удалось, но Гермес открыл почти всю  истину".
Герметисты времен Средневековья и Ренессанса еще усерднее  подчеркивали родство своей оккультной традиции с христианством. Сочинения их изобилуют хвалами в адрес Всемогущего, "и по сей день  творящего чудеса". Евангелия цитируются в них так часто, что поневоле  начинаешь подозревать: Священное Писание - всего-навсего алхимический  трактат. Даже загадочность символов и аллегорий, в которых  изображаются семь ступеней алхимического процесса, находит оправдание  в словах Матфея: "...отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от  создания мира" (13:35).
Однако герметическим притчам явно недостает той мощи и  напряжения, которые мы находим в библейских образах. Над воображением  авторов довлеют традиционные символы, аллегории и метафоры, изменять  которые возбранялось, ибо все тайное знание было изречено еще при  сотворении мира. Новые открытия были невозможны; совершенное искусство  не подлежало усовершенствованию. Впрочем, с методологией алхимии дело  обстояло иначе, как мы увидим в последующих главах.
Проникнув во все слои общества, алхимия везде укоренилась, но ни  в чем не принимала действенного участия. Алхимики вели уединенную  жизнь, словно бы выражая безмолвный протест против своего окружения. Душа алхимика не находила успокоения в официальных церковных догмах. Для истинного христианина залогом спасения была вера; алхимик же  стремился не поверить, а понять Бога, познав ту таинственную силу,  которой Бог наделил материю. Он мечтал постичь высшие сферы с помощью  разума. Он желал приблизиться к божественному свету путем исследования  и созерцания. "Мудрость возводит себе собственное жилище", - говорили  алхимики. Непонятно, как сочетался этот горделивый девиз с другой их  заявленной целью - достижением простоты сердца. Однако адепты не  усматривали в этом противоречия. Их путь к спасению был извилист и  долог, а воззрения их совмещали в себе несовместимое.

Прекрасной иллюстрацией к этому причудливому сплаву идей служит  гравюра из трактата Генриха Кунрата "Амфитеатр вечного познания"  (1609). Кунрат, алхимик и розенкрейцер, изображен здесь  коленопреклоненным перед шатром, похожим на древнееврейскую скинию  собрания. Надпись на нем гласит: "Не говори о Боге, не будучи  просветлен". На столе лежат две раскрытые книги. Одна из них - Библия,  раскрытая на псалме: "Там убоятся они страха, ибо Бог в роде  праведных"(. Слово "род", вероятно, служит здесь намеком на  производство - "порождение" - философского камня. Вторая книга  содержит в себе герметические формулы. Рядом со скинией стоит  курильница, над которой поднимается дымок сжигаемых благовоний. В  облаке дыма видна надпись: "Да восходит молитва подобно дыму от  жертвы, угодной Богу". У правой стены богато убранного зала расположен  гигантский камин; здесь находится собственно алхимическая лаборатория. Каминная полка опирается на две колонны, символизирующие опыт и  рассудок. А вверху, на одной из мощных балок, поддерживающих деревянный  потолок, начертаны слова: "Никто не станет великим без божественного  вдохновения".
  Молитва и работа совершаются у противоположных стен одного зала,  ибо лаборатория алхимика служит для обоих этих занятий: слово  "laboratorium" состоит из "labor" - "труд" и "oratorium" - "место для  молитвы". Между двумя этими видами деятельности помещается отдых: в  центре зала на столе сложены музыкальные инструменты и стоит  чернильница с пером, приглашающая посвятить досуг литературным  занятиям. Чтобы музыка не увлекла алхимика к чересчур мирским  удовольствиям, на скатерти, покрывающей стол, начертано  предостережение: "Священная музыка гонит прочь печаль и духов зла, ибо  дух Иеговы радостно поет в сердце, исполненном святым ликованием". Среди столь многообразных занятий Кунрат-отшельник едва ли мог  соскучиться. В своей роскошно обставленной лаборатории он находил  обильную пищу для души и разума. Очевидно, одним из его достоинств  была бдительность, ибо над входом в зал он поместил надпись: "И во сне  бди".

Существовавшее внутри герметизма разграничение занятий становится  очевидным и при взгляде на гравюру из "Musaeum Hermeticum" -  "Герметического музея", сборника алхимических трактатов,  опубликованного в 1625 году. Аббат, монах и философ обсуждают в  библиотеке теоретические вопросы герметизма. Их одеяния и выражение  лиц свидетельствуют о том, что переходить от теории к практике они не  намерены. Рядом с библиотекой - алхимическая лаборатория. Ничто в этом  помещении не располагает к научному или мистическому теоретизированию. Это место предназначено лишь для экспериментов. Бодрый старичок -  эдакий новый Вулкан - с переброшенным через плечо тяжелым молотом  усердно качает мехи, раздувая огонь. Алхимическая печь, изображенная в  центре гравюры, - связующее звено между теорией и практикой. Трое  философствующих адептов, погруженных в раздумья, не успели заметить,  что произошло в реторте, стоящей на печи. Но один из них уже указывает  своим коллегам на этот стеклянный сосуд, внутри которого появилась  змея.
Эта миниатюрная рептилия, все еще посещавшая реторты алхимиков в  1625 году, ведет родословную от первых веков нашей эры, когда Павел  предостерегал свою паству от опасностей и соблазнов гностицизма, от  "духов обольстителей", "учений бесовских" и "лицемерия лжесловесников"(. Вспомним, что некоторые гностические секты поклонялись эдемскому  змею, вложившему в сердце человека жажду познания. Этот змей,  Уроборос, стал эмблемой алхимии. Мы обнаруживаем его уже в трактате  Клеопатры "Хризопея", посвященном сотворению золота. Тело змея,  наполовину светлое, наполовину темное, говорило адепту, что в  материальном мире добро и зло, совершенство и несовершенство сущностно  связаны друг с другом. Ведь материя - это Единое, или, как говорили  алхимики, "Один есть все". На иллюстрации к книге Клеопатры эта  аксиома начертана внутри кольца, образованного телом Уробороса. Подробнее ее излагает таинственная надпись, заключенная в три  концентрических окружности в верхнем левом углу рисунка: "Один есть  все, и все от него, и все в нем. Змей есть единый; у него два символа  (добро и зло)...".

Гностики превратили злого эдемского змея в благого Уробороса. Уроборос же преобразился в алхимического дракона, а сочетание черного  и белого цвета в его окраске получило химическую интепретацию. Такой  дракон, "обитающий в лесу", изображен на прекрасной гравюре из книги  Лямбшпринка "Философский Камень".
 
Он преисполнен яда, но лишен недостатков,
Как только увидит он яркое пламя солнца,
Он сеет свой яд повсюду,
И к небу взмывает так люто,
Что твари живой не найдется, чтоб перед ним устояла...
 
Из яда его родится целебное зелье.
Проворно он яд пожирает свой,
Кусая себя за отравленный хвост.
И тотчас из тела его наружу
Струится чудесный бальзам,
Исполненный дивных достоинств.
Громко ликуют тогда все мудрецы.

Для тех, кто не понял смысл этого образа, Лямбшпринк добавляет  короткое прозаическое пояснение: "Ртуть осаждается, растворяется в  своей собственной воде, а затем повторно сгущается". Но прежде чем с  этим удивительным металлом, содержащим в себе "целебное зелье", можно  будет сотворить чудо, нужно сперва убить дракона.
 
Мудрецы говорят,
Что есть в лесу дикий зверь,
Чья шкура черным-черна.
Если снесут ему голову,
То вся чернота исчезнет,
И станет он белоснежным...

Эту аллегорию, намекающую на изменение окраски ртути после  определенной химической процедуры, Лямбшпринк поясняет  одним-единственным словом: "путрефакция" (putrefactio), что означает "гниение". Гниение было первой стадией алхимического "делания". Дракона - ртуть -  следует убить. "Принеси его в жертву, - сказано в манускрипте X века,
- сними с него шкуру, отдели плоть от кости, и ты найдешь то, что  искал". Без операции гниения получить идеальное философское золото  невозможно.
Это условие относится не только к трансмутации материи:  мистик-алхимик, как мы уже видели, полагал, что аналогичное испытание  должен пройти и человек. Чтобы достичь спасения и блаженства,  необходимо прежде уничтожить в себе плотские страсти. Лишь победив  черную Гидру в своем сердце, мистик очистится и чернота его уступит  место белизне:   

Лишь зверя чернота исчезнет черным дымом,
Ликуют мудрецы...

 
Подобные спекуляции снова возвращают нас к католическому  мистицизму. Тело человека нечисто; Адамова плоть подвержена тлению. Но  в каждом человеке скрыта частица плоти Спасителя. Из этого семени,  упавшего в гниющую Адамову плоть, расцветает цветок жизни вечной. Нет  спасения без греха; нет воскресения без смерти. Чтобы взойти к вечному  свету, человек должен спуститься во мрак могилы. Или, по словам  святого Павла, "то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет" (1-е  Послание к коринфянам, 15:36).

Базиль Валентин, благочестивый монах XV века, в своей книге  "Азот" иллюстрирует первую стадию алхимического процесса гравюрой, на  которой изображен разлагающийся труп. Труп лежит внутри алхимического  шара. Внизу, под шаром, "осторожно и с большим искусством" совершают  свою работу холод и тепло. Вверху сияют солнце, луна и планеты,  обозначенные астрологическими символами. Среди них - черный Сатурн,  под эгидой которого проходит первый этап сотворения золота. Труп с  надеждой приподнял голову к небесам; Черный Ворон "отделяет плоть от  кости"; душа и разум, изображенные в виде белых птичек с человеческими  головами, отлетели от тела с последним вздохом.
Евгений Филалет, герметический автор XVII века, описывает свои  поиски чудесного сокровища, скрытого в гниющем трупе дракона. "Это  сокровище - подлинное, - утверждает он, - но зачарованное магическим  искусством Бога". Так Филалет возвращает магическую силу Богу, у  Которого падшие ангелы некогда украли ее, чтобы потешить дочерей  человеческих. Алхимический круг замыкается. В своей книге "Свет  светов" Филалет рассказывает о своих скитаниях под землей в поисках  философского камня. Следуя за некой женщиной (музой алхимика, или  природой), он приходит в зал, где под алтарем лежит зеленый дракон  (ртуть философов), обвивающий кольцами сокровище - золото и жемчуга. "Это не сон и не вымысел, но чистая правда. ... Над сокровищем  восседало дитя и был начертан девиз: "Nil nisi parvulis" ["Только для  смиренных"]". Комментируя этот образ, Филалет вторит адептам прошлых  веков: адепт должен освободиться от всякой фальши и лжи, и сердце его  должно стать сердцем ребенка.

Девиз "Nil nisi parvulis" и образ, описанный Филалетом, украсили  экслибрис отставного офицера армии США Э.А.Хичкока. В 1865 году Хичкок  опубликовал труд под названием "Заметки об алхимии и алхимиках",  привлекший к себе немалое внимание. Выстраивая перед читателем парад  цитат из древних алхимических трактатов, Хичкок берется показать, что  единственным объектом алхимического "делания" был человек. "Истинные  алхимики, - пишет он, - не гнались за мирскими богатствами и  почестями. Их настоящей целью было привести человека к совершенству  или, по меньшей мере, облагородить его. Согласно их теории, такое  совершенство заключалось в неком единстве, в непосредственном чувстве  единения человека с божественной природой, достижение которого можно  уподобить разве что опыту, известному в религии как возрождение. Это  совершенство или единство суть состояние души, обстоятельство бытия, а  не просто обстоятельство знания".
Важность этого открытия трудно переоценить. Хичкок отрицает  всякую вероятность того, что адепты производили какие-либо химические  операции в прямом смысле этого слова, и утверждает, что все химические  процессы, описанные в трактатах по алхимии, - это символы  облагораживания самого человека, а не металлов.
Автор не разделяет этого убеждения, полагая, что мистическое  созерцание без труда могло сосуществовать с алхимическими операциями. Однако импульс, который Хичкок дал психологическим и  психоаналитическим исследованиям в области герметического искусства,  принес богатый урожай. Возможно, мы не погрешим против истины, назвав  этого одинокого вермонтского герметиста предтечей современной  психологии. Зильберер в своих "Проблемах мистицизма" (Вена, 1914)  часто ссылается на него. Гипотеза Хичкока о психологическом значении  алхимии была подтверждена и развита в нескольких психоаналитических  трудах, самой содержательной из которых стала работа К.Г. Юнга  "Психология и алхимия", опубликованная в 1944 году.