Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию, следствием чего является любовь Всевышнего к человеку, Его стремление помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра.

Понятие о Боге как абсолютно совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, Который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.

Понятие о жизни как о диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа и  всего человечества как единого целого.

Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Всевышним по Своему образу и подобию.

Учение о равенстве всех людей по отношению к Богу: всем людям открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Всевышним и даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.

У еврейского народа есть особая миссия, заключающаяся в том, чтобы донести Божественные истины до человечества и таким образом помочь всем людям приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Всевышний заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.

Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Всевышний — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;

Учение о приходе Машиаха (Мессии), слово происходит от ивр. «помазанник», то есть царь), когда «наполнится вся земля познанием Господа»  (Ис. 2:4). Мессиях является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элияху), который был взят на небо живым.

Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

Многие из этих представлений были восприняты христианством и исламом.

В настоящее время в иудаизме существуют различные направления и секты:

ортодоксальный иудаизм;
реформистский иудаизм;
консервативный иудаизм;
реконструктивистский иудаизм;
гуманистический иудаизм и т.д. ,
различающиеся своим отношением к религиозным традициям и современной культуре.

Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона (галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде и кодифицирован в своде «Шулхан арух». Внутри ортодоксального иудаизма есть несколько направлений — литовское (литваки), хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм, религиозный сионизм. Общее количество последователей в мире — более 4 млн. чел.

Религия евреев является одним из источников христианства и ислама (т.н. авраамитических религий). В целом иудаизм относится к христианству и исламу как к своему «производному», то есть как к «дочерним религиям», призванным нести базовые элементы иудаизма народам мира:

«... И всё происшедшее с Йешуа Ганоцри [Иисусом из Назарета] и с пророком измаильтян [Мухаммедом], который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха [Мессии], подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему... Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы» (Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях, 11:4).

Однако с точки зрения иудаизма личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения, и признание его мессианского статуса (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) неприемлемо.

В свою очередь, и христиане, и мусульмане считают, что их вероучения представляют собой более высокий уровень развития взаимоотношений Человека с Богом.