"Царь крыс, лягушек и мышей,
Клопов, и мух, и жаб, и вшей..." (И.В. Гете, "Фауст", пер. Б. Пастернака).

 
Мухи, как мы уже знаем, - это несовершенные твари. Они рождаются  из гнили и повсюду разносят эту гниль, вызывая болезни и портя пищу. Каждый, кому доводилось путешествовать по восточным странам, поймет,  почему мухи порой воспринимались как настоящее бедствие. Зороастрийцы  представляли себе муху трупоядной демоницей-насу, воплощением  нечистоты, гниения и распада. Насу боялись "псов и птиц, пожирающих  трупы," - благих творений Ормузда, способных изгонять демонов одним  взглядом. Под взглядом этих животных демоница обращалась в  омерзительную муху и улетала, оставив труп в покое. Это поверье легло  в основу церемонии, которую полагалось совершить над телом покойного,  чтобы к нему можно было прикасаться без опасений. В противном случае  нарушение табу влекло за собой необходимость в сложном обряде очищения  под названием "барашном", которому подвергался всякий, прикоснувшийся  к "неочищенному" трупу: "...пусть маздаяснийцы в первый раз три ямы в  земле выроют, чтобы омыть их тело коровьей мочой, не водой. Пусть  подведут моих собак; [собаку, пусть приведут ее - так это должно быть  сделано и не иначе - перед человеком]". Эту процедуру следовало  проделать трижды, причем в третий раз очищаемого омывали уже не  коровьей мочой, а водой: "Сначала пусть вымоют руки. Ведь если руки не  вымыты, то все тело это делает нечистым. А после того, как руки вымыты  трижды, следует обмыть вымытыми руками переднюю часть головы с  макушки".
Изгоняемая очистительной водой, демоница Друхш-йа-Насу  перепрыгивает с одного участка головы на другой, с другого - на  третий... Наконец, она покидает голову и спускается на грудь. Далее  все части тела одну за другой следует омыть водой в ходе сложной,  детально проработанной церемонии. При этом демоница проделает столь же  сложный маршрут передвижений: с правого плеча - на левое плечо, с  левого плеча - в правую подмышку, из правой подмышки - в левую  подмышку, из левой подмышки - на спину, и так далее, пока, наконец, не  будет загнана под подошву, где станет "подобна мухе". В конце концов,  из-под подошвы Друхш-йа-Насу перебегает в свое последнее пристанище -  в пальцы ног.

Разом на пальцы оперевшись и пятки задрав, правые пальцы следует  облить, и тогда Друхш-йа-Насу на левые пальцы обрушивается. Левые  пальцы следует облить. И тогда изгнан Друхш-йа-Насу в форме  отвратительной мухи, [прилетающей] с северной стороны, с торчащими  вперед коленями, поднятым кверху задом, [которая] вся покрыта пятнами,  как ужаснейшие храфстра [т.е. демонические твари]. И так помолиться  следует словами победоносными, наигромчайшими:

"Как избранный Владыка [...]
Кого Ты на защиту
Поставишь мне, о Мазда,
Когда меня лукавый
Замыслил погубить? [...]
Кому разбить преграды,
Твоим храня ученьем
Мне в доме домочадцев? [...]   
Сгинь, дэвовский Друхш! сгинь, дэвовское отродье! [...] сгинь,  Друхш! убирайся, Друхш! пропади пропадом, чтобы, на севере сгинув, не  губить мира плотского Истины!".

 
Поражает сходство этого очистительного обряда зороастрийцев с  католическим ритуалом экзорцизма, который совершали над людьми,  одержимыми бесом. В 1582 году Иероним Менго опубликовал трактат "Бич  демонов", посвященный этой непростой теме. Прошло более ста лет,  прежде чем это любопытнейшее сочинение было включено в список  запрещенных папой книг (1709 г.). А вплоть до этого момента  священник-экзорцист вполне мог совершать ритуалы, подобные описанным в  трактате Менго, где, помимо прочего, рекомендуется часто обмывать  одержимого святой водой, - приблизительно так же, как в зороастрийском  обряде. Как и в ритуале "барашном", демон систематически изгоняется из  каждой части тела. А поскольку во времена Менго анатомию уже знали  лучше, чем в Древней Персии, то и перечень частей тела в "Биче  демонов" оказывается гораздо более внушительным, чем в "Видевдате", а  церемония, соответственно, сложнее. На заключительном этапе экзорцизма  тело одержимого целиком омывают смесью святой воды с другими  жидкостями, "дабы очистить его от некого зла, против которого не было  предусмотрено никаких средств, от неких чар, что все еще могут таиться  в волосах околдованного".

Для защиты от "мушиной напасти" прибегали к помощи  сверхъестественных сил не только древние персы, но и другие народы  Востока. Ханаанеяне поклонялись божеству Ваал-Зебубу, храм которого  никогда не оскверняли эти нечистые насекомые. Имя "Ваал-Зебуб"  означает "повелитель мух". Впоследствии оно было искажено и приобрело  форму "Вельзевул". Древние евреи - заклятые враги ханаанеян - называли  Вельзевула "князем бесовским", а фарисеи обвиняли Христа в том, что он  "изгоняет бесов не иначе как силою вельзевула" (Матфей, 12:24; Лука  11:15). Западные теологи и демонологи были отлично знакомы с  Вельзевулом. Пьер ле Луайер (1550 - 1634), главный советник короля  Франции и опытный специалист в вопросах демонологии, сообщает историю  некой одержимой женщины из города Лан. Когда над этой женщиной провели  обряд экзорцизма, Вельзевул вылетел у нее изо рта в облике мухи. "Это  достоверно засвидетельствовано, - добавляет ле Луайер, - нотариусами и  многими благонадежными людьми, так что сомневаться в истинности этого  случая не приходится".
В христианской традиции Вельзевул нередко предстает верховным  владыкой царства тьмы. Но своим авторитетом он во многом обязан другим  демонам, принимавшим облик мухи, бесенятам, которых кормили грудью  английские ведьмы, а также легендарной огромной мухе, ужалившей  правителя Ломбардии Куниберта. Последнее случилось в тот момент, когда  Куниберт обсуждал с неким приближенным, как избавиться от двух  придворных, которые не выказывали своему господину должного почтения. Весь двор бросился в погоню за зловредной мухой, но преследователям  удалось лишь оторвать у нее несколько лапок. А тем временем к двум  вышеозначенным придворным подошел усталый одноногий человек и  предостерег их о грозящей беде. Благодаря этому они успели спастись.