С течением столетий египетская магия изжила себя и ушла в  прошлое, но один из элементов древнеегипетской космогонии оказался  более живучим. Это - культ Исиды. Великая богиня Исида олицетворяла  кротость и нежность, материнскую любовь, супружескую верность,  плодовитость и женскую красоту. Она пестовала и берегла все живое. Она  роняла животворную слезу в нильские воды, и Нил разливался, покрывая  поля плодородным илом. Душа Исиды обитала на звезде Сириус. И первый  утренний восход Сириуса, приблизительно совпадавший с летним  солнцестоянием, долгое время служил египтянам сигналом о начале  разлива реки, от которой зависела жизнь всей страны. Воскрешенный  скорбящей Исидой ее супруг, Осирис, вновь восставал из мертвых. Из  года в год повторялся вечный акт воссоздания мира: Осирис, священный  Нил, оплодотворял землю Египта.
Исида носила множество имен и объединяла в себе качества многих  местных божеств. Благочестивый египтянин обращался к ней за  покровительством, а чужак узнавал в ней черты богинь-матерей своей  родной страны - Минервы, Афродиты, Цереры, Гекаты... Исида  превосходила их всех. Ее материнская любовь и супружеская верность  противостояли распутству и жестокости Астарты, Анахиты, Кибелы и всех  прочих чудовищных богинь Востока, калечивших судьбы бесчисленных  девушек и женщин. Тем богиням были угодны человеческие  жертвоприношения, война и бесплодие; Исида же любила и защищала жизнь. Культ ее распространился по всей Европе и Западной Азии и, в конце  концов, некоторые элементы его слились с новорожденным христианским  вероучением. Многие эпитеты Исиды непосредственно были заимствованы в  качестве атрибутов Девы Марии - например, "непорочная" или "mater  domina"( (в стяженном виде "Мадонна" это словосочетание сохранилось  во многих языках до наших дней). "Величественный ритуал Исиды, -  замечает Дж. Фрэзер, - эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние  службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой,  торжественные шествия и ювелирные изображения божьей матери - и  действительно во многих отношениях напоминает пышную обрядовость  католицизма".

Облик и одеяние богини были преисполнены глубокой символической  значимости. На постаменте ее статуи в городе Саис были высечены  таинственные слова: "Я - все, что было, что есть и что будет... Ни  одному смертному не дано узнать, что сокрыто под моим покрывалом". Апулей (II в. н.э.) дает живое и яркое описание этой богини, на основе  которого иезуит Атанасиус Кирхер (1601 - 1608) создал гравюру с  изображением Исиды. Прическа богини на этой гравюре увенчана завитком  волос, символизирующим влияние луны на рост растений. Волосы Исиды  украшены колосьями пшеницы в напоминание о том, что именно эта богиня  даровала человечеству первые зерна и научила возделывать поля. Кроме  того, голову богини венчает шар - символ вселенной - покоящийся на  венке из цветов, что еще раз подчеркивает власть Исиды над  растительным миром. Этот богатый головной убор довершают изображения  двух змей, олицетворяющих плодотворную силу луны и ее извилистый путь  на небосклоне. Локоны Исиды, свободно ниспадающие на плечи,  подразумевают, что перед нами - питательница всего мироздания. В левой  руке богиня держит ведро - символ разлива Нила; в правой - систр,  посвященный ей у египтян ударный музыкальный инструмент. Эти атрибуты,  согласно Кирхеру, характеризуют Исиду как владычицу Нила и защитницу  от зла. Платье богини переливается лунными оттенками. Будучи также  царицей тверди небесной, Исида облачена в расшитую звездами мантию,  подол которой окаймлен цветами - символом почвы, напоминающим о том,  что Исида была первооткрывательницей целебных трав. Лоно богини  украшено полумесяцем, магические лучи которого даруют плодородие  земле. Правая стопа Исиды покоится на земле, левая - погружена в воду:  богиня властвует над обеими этими стихиями. Она - stella Maris, Звезда  Моря, защитница всех плавающих и путешествующих. На заднем плане  гравюры изображен корабль - символ женского начала, посвященный Исиде.
Все эти атрибуты должны были удивлять верующего и волновать его  воображение. Облик Исиды одинаково чаровал и простодушного невежду, и  мудрого философа. Искатель высшей истины не довольствовался  объяснениями философов-стоиков: он не видел особого смысла в том, что  миф об Исиде символизировал разлив Нила, затмение Луны или иные  астрономические явления. Из мира материального искатель устремлялся в  сферу идей в надежде обнаружить там трансцендентную разгадку легенды о  Матери Мира.
Плутарх, которому были близки философские воззрения платоников и  восточных мудрецов, говорит в туманных выражениях о мистической  троице, ипостасями которой являются Осирис, Исида и их сын, Гор. В  них, по мнению Плутарха, олицетворены разум, материя и космос. Они  представляют собой идеальный треугольник, пропорции которого воплощают  в себе божественную тайну: катет, равный четырем частям, соответствует  Исиде, женскому принципу зачатия; высота, равная трем частям, -  Осирису, мужскому порождающему принципу; а гипотенуза, равная пяти  частям, - Гору, плоду союза.
Любой треугольник, построенный по этим пропорциям, - священный  символ, наделенный магической силой; и сами эти три числа - тройка,  четверка и пятерка - являются носителями сверхъестественных энергий. Египтяне и философы пифагорейской школы придавали мудрости чисел  огромное значение, как мы увидим в следующей главе. История любых  чисел и геометрических фигур, появляющихся на чертежах магических  кругов и на талисманах в более поздние времена, восходит к этой  древней нумерологии. "И сам я придерживаюсь того мнения, - говорит  Плутарх, - что когда пифагорейцы присвоили имена некоторых богов  отдельным числам, [...] то этим они подразумевали что-то увиденное  основателем их школы в египетских храмах, или какие-то церемонии,  проводившиеся в них, или какие-то символы, увиденные там"(. В чем  именно состоит тайна этих чисел, Плутарх нам не сообщает - либо из  нежелания обнародовать сокровенное знание, либо по собственному  неведению. Тем не менее, он настойчиво повторяет, что все элементы  египетской религии следует понимать аллегорически.

Исида продолжала жить на христианском Западе - не только в культе  Мадонны, но и в оккультном учении магов. Развивая идеи Плутарха, маги  усмотрели в образе этой древней богини-матери оккультную аллегорию  Мировой Души, по воле Бога питающей и хранящей весь сотворенный мир. Изгнанная с христианских небес, она обитает в мире звезд и над землей,  вечно изливая в мир животворную силу. "Она представляет собой женскую  часть природы, или же [воплощает в себе] качество, позволяющее ей быть  причиной зарождения всех прочих живых существ". Изображение Мировой  Души на гравюре XVII века все еще сохраняет некоторые символы древней  Исиды: волосы ее свободно ниспадают на плечи, лоно украшено  полумесяцем, одна нога покоится на суше, другая - погружена в воду.  Мировая Душа прикована цепью к Богу, в согласии с высказыванием  Плутарха: "Исида всегда причастна к высшему". В свою очередь, к  Мировой Душе прикован человек (образ и подобие Бога!), ибо самое  существование его зависит от животворных семян, которые изливаются из  груди великой Матери Мира.
Миновали столетия, но древний образ Исиды не утратил своей власти  над умами людей. В конце XVIII века ее вспомнили люди, казалось бы,  абсолютно чуждые всяких мыслей о магии, - вожди Французской революции. На торжественной церемонии, устроенной в честь великой богини,  Робеспьер, памятуя о таинственной саисской надписи, поднес зажженный  факел к покрывалу, окутывавшему гигантскую статую Исиды, чья  животворная сила теперь была истолкована как мощь разума, питающего  прогресс.