Прежде чем покойный предстанет перед Осирисом, его уста должны  быть "раскрыты", - ведь в противном случае он не сможет отвечать на  вопросы в согласии с наставлениями жрецов. Ритуал "раскрытия уст" был  очень важен. Его совершали перед статуей покойного, установленной в  гробнице. Статую помещали на возвышение, которое символизировало  могильный холм, вплотную к арке, под которой лежала мумия. Жизненная  сила усопшего, Ка, входила в изваяние через затылок, и статуя обретала  подобие жизни. Затем жрецы открывали ей рот в ходе сложной церемонии,  описанной в "Книге Мертвых".

На виньетке в одном из дошедших до нас папирусов изображен  человек, восседающий на пьедестале в форме эмблемы Маат - богини  истины и справедливости. Этот усопший, - как сказано в свитке, писец  по имени Ани, - теперь именуется Ани-Осирисом, ибо как и все блаженные  души он слился воедино с великим Осирисом. В эпоху, когда жил Ани,  такое слияние считалось наградой тем, кто избежал посмертного  наказания. Перед статуей Ани-Осириса стоит жрец, облаченный в шкуру  пантеры. В правой руке он держит посох, которым вот-вот коснется губ  изваяния. Текст под виньеткой гласит:   

Осирис, писец Ани, торжествующий, говорит: "Да разомкнет мои  уста бог Пта, и бог города моего да ослабит [погребальные] пелены,  даже пелены, покрывающие уста мои. И Тот, преисполненный и нагруженный  талисманами, пусть придет и ослабит повязки, даже повязки Сета,  стесняющие уста мои; и бог Тем пусть бросит ими в тех, кто стеснил бы  меня ими, и отгонит их прочь. Да будут уста мои раскрыты, да разомкнет  мои уста Сет своим железным ножом, коим открывал он уста богов. Я  богиня Сехет, и я восседаю на месте своем под великим ветром небес. Я  великая богиня Са, обитающая среди душ Гелиополя. Что же до всякого  заклинания и всякого слова, которые могут быть произнесены против  меня, да устоят перед ними боги, всякий и каждый из сонма богов да  устоит перед ними...
  На защиту усопшего призываются Пта, бог-покровитель художников и  ремесленников, и Тот, чье магическое слово стало плотью, вызвав мир из  небытия. Они должны обратить в бегство Сета-разрушителя, врага  Осириса. Призывается также Шу, бог воздуха, ибо он воплощает собой  дыхание, необходимое для речи. Шу стоит на земле, поддерживая небесный  свод, изгиб которого подобен раскрытым устам. В незапамятные времена  богам также нужно было разомкнуть уста, и это магическое действо  исполнил именно Шу. Ани отождествляет себя с несколькими божествами, в  том числе с Сехет и Са. Этот прием, как мы вскоре увидим, наделяет его  сверхъестественной силой.

Как только завершится ритуал размыкания уст, Ани отправится в  опасное и нелегкое путешествие по загробному миру. Он встретит на пути  множество злых духов, но могущественные слова отгонят их прочь. В  своем путеводителе, "Книге Мертвых", Ани найдет ответы на вопросы,  которые зададут ему в подземном царстве. Достигнув реки, где ожидает  его старик-перевозчик, Ани скажет ему так:

"О страж таинственной ладьи, я тороплюсь, я тороплюсь, я  тороплюсь. Я иду к моему отцу Осирису".
Тогда к нему обратится корпус ладьи: "Назови мое имя".
"Тьма - твое имя", - ответит Ани.
Затем раздастся голос мачты: "Назови мое имя".
"Тот, кто ведет великую богиню по предназначенному ей пути, -  твое имя".
Затем парус велит: "Назови мое имя".
"Нут, богиня небес, - твое имя", - скажет Ани, и если все эти  ответы он произнесет правильным тоном, они будут приняты. Ладья,  по-видимому, символизирует вселенную. Корпус ладьи - Кеб, бог темной  земли, вмещающей пещеры подземного мира. Мачта - это Шу, бог воздуха,  который поддерживает на вытянутых руках, как на реях, изогнутое дугой  тело Нут, богини небес, которую символизирует парус.
Как только писец выйдет из ладьи, его снова окликнут:
"Кто ты такой?"
Несколько голосов спросят его:
"Как тебя зовут?"
"Я - тот кто живет под цветами; обитатель его оливкового древа -  мое имя".
"Проходи", - скажут боги, и Ани достигнет города "к северу от  оливкового древа".
Затем последуют новые вопросы и прозвучат новые ответы на  тайном языке сокровенной мудрости. Только владеющий этой мудростью  сможет свободно миновать двадцать один столп, пройти через пятнадцать  ворот и семь залов, ведущих в палату суда.
"И что же ты видел там?" - спросят Ани о городе, который он  миновал.
"Ногу и бедро", - раздастся загадочный ответ.
"Что ты дал им в уплату?"
"Да будет мне дано узреть ликование в землях Фенху".
"А что дали тебе они?"
"Пламя огня и хрустальную скрижаль".
"Что же ты сделал с ними?"
"Я закопал их у борозды Манаат как дары для ночи".
"Что нашел ты затем у борозды Манаат?"
"Кремневый скипетр, имя которого - податель слов".
"Что же сделал ты с пламенем и хрустальной скрижалью, после того  как закопал их?"
"Я произнес над ними слова в борозде, я погасил огонь, я разбил  скрижаль, я устроил пруд, наполнив его водой".
"Проходи, - скажут усопшему, - и войди в двери зала двух Маат  [зал суда], ибо ты знаешь нас".


Но на этом испытания не оканчиваются, ибо нужно будет еще назвать  имена дверных засовов, петель, порога и пазов. Ани узнает их из "Книги  Мертвых" и назовет. И тогда наконец двери распахнутся, и писец вступит  в зал суда и предстанет перед Осирисом.