Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что ранние  христианские императоры считали себя, прежде всего, правителями  империи и стремились укрепить основы этой империи всеми доступными  политическими методами. С другой стороны, христианская церковь, под  эгиду которой теперь стекались широкие массы простолюдинов, была  вынуждена идти на компромиссы с популярными в народе предрассудками. Многие духовные вожди христиан сами были привержены этим  предрассудкам. Многие священники погрязли в пороках, и на этом фоне  особенно бросалась в глаза добродетельность последних языческих  философов. Не заботясь больше о том, как привлечь на свою сторону  новых приверженцев, последние всецело посвятили себя размышлениям о  вечном.
Все это поможет нам понять, почему император Юлиан завоевал столь  широкую популярность, отрекшись от христианской веры и восстановив  языческий культ. Всю семью Юлиана уничтожили его дядья, сыновья  Константина. Только Юлиану удалось избежать этой участи: видимо, он не  казался своим врагам опасным претендентом на трон. Юные годы он провел  под строгим надзором у восточных рубежей империи. Он не получил  образования, полагавшегося наследнику столь знатного рода. Епископ  Никомидии по приказу Констанция должен был сформировать у Юлиана  наклонность к принятию священного сана.
По-видимому, Юлиан искусно скрывал свои обиды, ибо Констанций так  и не заподозрил в нем опасного соперника. Согласно легенде, Юлиан  втайне обучался у неоплатоников. Философ Евсевий привил ему привычку  полагаться во всем на доводы разума, "ибо что может быть ближе к  заблуждениям, чем убеждения немощного ума". Хризантий, напротив,  превозносил теургию и старался пробудить у своего ученика интерес к  сверхъестественным явлениям. Наконец, достопочтенный Максим посвятил  будущего императора в тайны неоплатонической философии и в  подтверждение своей мудрости вызвал нескольких добрых демонов. Это  посвящение, прошедшее в заброшенном храме близ Эфеса, стало началом  карьеры Юлиана. Случилось чудо: Констанций послал за Юлианом. Более  того, он объявил его цезарем (возможным наследником трона) и назначил  главнокомандующим в Галлии. Когда Юлиан вступил в первое галльское  поселение и дружественные жители радостно приветствовали его, на  голову ему случайно упал лавровый венок. Когда Юлиан проезжал через  Вьен, какая-то старуха, встав у него на пути, приветствовала его как  императора и любимца богов. Все эти добрые знамения подтвердились:  Юлиан одержал ряд побед над германскими племенами.
Дальнейшие события жизни Юлиана хорошо известны: государственный  переворот в Лютеции (будущем Париже), сделавший его императором;  торжественное восхождение на трон; славные деяния на благо Восточной и  Западной империй; и, разумеется, отречение от христианской веры. В  Элевсинах Юлиан прошел обряд посвящения в митраистский культ: он  спустился в яму, и на голову ему пролили кровь жертвенного быка. Затем  император принес жертвы в храме Фортуны и почтил своим присутствием  ритуал гаруспиций - гадания по внутренностям животного. В качестве  верховного понтифика Юлиан повелел вновь открыть храмы языческих  богов. Жертвоприношения и гадания были объявлены неотъемлемой частью  государственной религии.
В 362 году Юлиан выступил в поход против Персии - единственной  державы, много веков сопротивлявшейся римскому господству. Антиохии он  достиг в конце июля, в день ритуального оплакивания Адониса. Это  совпадение было сочтено дурным предзнаменованием. В Месопотамии Юлиан  посетил храм лунной богини и после таинственных ночных обрядов повелел  наглухо заложить камнями двери храма "вплоть до своего возвращения". Персидская война оказалась неудачной. Смертельно раненый, Юлиан  обратился к своим наперсникам с прощальными словами, заявив, что  всегда был уверен в превосходстве души над телом. Чувствуя, что  слишком ослабел духом и опасаясь совершить роковую для империи ошибку,  Юлиан отказался назначить преемника. Испуская дух, он прошептал:  "Зачем оплакивать душу, которая вот-вот присоединится к сонму звездных  гениев?"

В своих сочинениях Юлиан выказал себя истинным неоплатоником и  почитателем Ямвлиха, которого он превозносит в "Гимне к  владыке-Солнцу". В этом гимне содержится множество астрологических  идей. Планеты - это зримые боги; а Солнце, величайшая из планет, - это  связующее звено между видимым и умопостигаемым мирами. За сияющим  солнечным диском скрыт "великий невидимый" - первопричина всего  сущего, первопринцип, воздействующий на мир посредством эманаций. Солнце - главное из воплощение этого первопринципа(. "Учение  Аристотеля, - пишет Юлиан, - остается неполным, пока его не объединить  с учением Платона, но даже и этого недостаточно; их следует  согласовать с откровениями, которые ниспослали людям боги". Юлиан  мечтал вдохнуть новую жизнь в греческую философию с помощью  неоплатонизма. Как и положено приверженцу неоплатонической школы, он  верил, что душа человека заключена в теле во искупление греха. Материя - это зло, и от нее следует освободиться. Вынужденная связь с грубым  телом оскорбительна для души. Познание Бога достигается в  экстатическом опыте, в вакхическом буйстве, свидетелем которого может  стать лишь посвященный. Мир имеет троичное устройство: он состоит из  материи, планет, не оскверненных несовершенством, и верховного бога,  непостижимого разумом.
  Главной заботой Юлиана было прославление его излюбленного  божества - Солнца. Пропагандируемый им культ сияющего подателя жизни  уходит корнями в восточные учения, прежде всего в зороастризм -  религию света. Юлиан поклонялся солнечному богу под именами Митры  (бога-посредника) и Гелиоса, царя всего сущего, который "наполняет  небеса столькими богами, скольких способен объять своим умом"(. В  этот гигантский пантеон включались все боги всех религий, и каждый из  был манифестацией силы и милости Гелиоса. Свое повествование о  владыке-Солнце Юлиан завершает такими восторженными словами:   

Да ниспошлют мне боги счастье много раз пировать на священном  пиру, и пусть бог солнца, царь вселенной - тот, кто шествует через  вечность от животворной субстанции добра, кто, пребывая среди  умопостигаемых богов, наполняет их гармонией и красотой, плодотворной  субстанцией, совершенным разумом, и беспрестанно и бесконечно оделяет  их всеми благами, - пусть он благословит меня. Молю тебя, о солнце,  царь всего сущего, ради верности моей будь милостив ко мне и даруй мне  счастливую жизнь, твердый разум, божественный ум и, наконец, в  желанный миг, безмятежное освобождение от жизни, и дозволь мне взойти  и пребыть рядом с ним, - если возможно, то во веки веков, а если не  достанет для этого моих заслуг, то хотя бы на многие блаженные годы.
 
Юлиан был далеко не единственным пропагандистом солнечного  культа. Аналогичные верования наверняка пользовались популярностью в  Риме и, по-видимому, обусловили распространение митраистского культа в  Европе. Поклонение солнцу было тесно связано с культом Митры. Жрецы  этой восточной религии допускали также существование связей между  митраизмом и христианством. Об этом свидетельствует святой Августин. "Помню, - пишет он, - жрецы этого, в колпаке [т.е. Митры, носившего  фригийский колпак], одно время поговаривали: "Наш-то, что в колпаке, -  он и сам христианин"". А первый христианский император, Константин  Великий, еще долгое время после обращения в христианство продолжал  чеканить на самых ходовых монетах изображение солнца с надписью:  "Солнцу Непобедимому, хранителю моему".
Религия Юлиана опиралась на древние восточные верования. Она  наводит на воспоминания о древнейшей из известных нам монотеистических  религий - о культе Эхнатона, древнеегипетского фараона, который за  тринадцать сотен лет до Рождества Христова также уверовал в верховное  божество, чьей эмблемой был солнечный диск.