Обитая в недрах земли, демоны, естественно, более сведущи в  земных делах, чем благие ангелы, которых заботят скорее духовные,  нежели материальные вопросы. Дьявол - искусный ремесленник и усердный  работник, но когда речь заходит об оплате труда, он не может за себя  постоять и зачастую остается с носом. Если услугами дьявола пользуется  праведный человек, то зло нередко оборачивается во благо. Епископ Олаф  Магнуссен, подписавший свой трактат "Народы севера" латинизированным  именем "Олаус Магнус", утверждает, что в Скандинавии бесы работают по  ночам в конюшнях: они чистят стойла и кормят лошадей, которым все  равно, кто за ними ухаживает - черти или люди. Трудятся демоны и на  рудниках, по-видимому, чувствуя себя как дома в темных подземных  лабиринтах. Как правило, чем усерднее они работают, тем громче шумят. Эти горные бесы совершенно безобидны - если, конечно, рудокопы не  издеваются над ними. Какой-то горняк, работавший на серебряных копях  близ швейцарского селения Давос, вздумал насмехаться над рудниковыми  чертями, и это плохо кончилось: бедняге вывернули шею, и до конца  своих дней он так и ходил затылком вперед.
Олаус Магнус утверждает также, что демоны - искуснейшие мореходы. Они властвуют над стихиями и могут вызывать нужные ветры по своему  усмотрению. Грубоватая гравюра из базельского издания "Народов севера"  изображает беса за штурвалом корабля: в левой руке он держит тучу, из  которой дует попутный ветер. На той же гравюре люди сидят в тяжелой  повозке, которую тащит по воздуху еще один демон. Такая услужливость  со стороны инфернальных сил заставляет насторожиться: мы невольно  задаемся вопросом, можно ли было расплатиться с чертями за подобные  благодеяния менее ценной монетой, чем бессмертная душа. Свидетельство  из первых рук успокаивает нас на сей счет. Мы узнаем, что знаменитый  монастырь в Сито был битком набит веселыми и добродушными чертями.
Один из них был немного проказлив и явился какому-то послушнику в  облике телячьего хвоста; стегнув юношу по лицу, он тут же исчез. Позже  он показался еще раз - в виде огромного глаза. А в 1221 году адский  гость оказал услугу одному крепостному мальчику. Монастырь славился  своим вином, и виноградник следовало сторожить от непрошеных визитеров  днем и ночью. Мальчика, стоявшего на страже, потянуло в сон, и он  позвал на помощь черта, пообещав нечистому корзину спелого винограда,  если тот подменит его на посту. Добрый бес не устоял перед такой  изобретательностью и караулил виноградник всю ночь за это скромное  вознаграждение.
В 1130 году некий черт посетил саксонский городок Хильдесхайм. Он  оставался бы там и по сей день, когда б не людская злоба, пробудившая  в нем поистине дьявольский гнев. Этот бес получил доступ во дворец  самого епископа и вскоре своими полезными советами и кулинарным  искусством заслужил полное доверие прелата. В те времена не сыскать  было епископа, равнодушного к сочным бифштексам; и черт катался как  сыр в масле между кухней и залом заседаний, пока какой-то зловредный  поваренок не оскорбил и не избил его. Черт пожаловался на причиненные  ему обиды, но никто за него не вступился. Тогда он вернулся на кухню,  придушил дюжину поварят и был таков.
В типичной для него роли покровителя путников дьявол однажды  явился некому ученому, шедшему из Гваделупы в Гранаду. В облике  всадника, одетого в черное, дьявол нагнал этого ученого и усадил за  собою верхом на черную кобылу. Всю ночь они мчались, как ветер, и на  рассвете достигли Гранады, хотя обычно такое путешествие заняло бы  несколько дней. Адский всадник исчез, не причинив своему спутнику  никакого вреда и даже не оставив после себя характерного запаха, о  котором пишут все демонологи. А из "Деяний святых" Болланда мы узнаем,  что дьявола порой может растрогать чистота и непорочность. Однажды  юная девица по имени Агнесса по неведению хотела войти в некий дом,  имевший дурную славу. Но только она подошла к открытой двери, как  Сатана со товарищи в облике воронов слетелись к порогу и оттеснили  Агнессу прочь. Жители нехорошего дома были весьма удивлены, равно как  и Агнесса. Впрочем, она тут же истолковала все происшедшее... как  небесное знамение. Позже она выкупила этот дом, открыла в нем  монастырь и сама стала его первой обитательницей.

Дьявол "творит добро, желая зла", когда с ним имеет дело святой  или праведник. Сколько мостов он построил на своем веку, неизменно  получая в награду вместо человека какую-нибудь кошку, собаку или  козла, - а все потому, что, не учась на собственных ошибках, упрямо  предъявлял права на первого, кто перейдет через мост. Популярная в  народе картинка прошлого века изображает величественного святого Кадо,  вручающего кошку разочарованному дьяволу. Оба стоят на мосту,  превосходная кладка которого свидетельствует, что к нему приложил руку  искуснейший мастер. "Дьявольские мосты" встречаются по всей Европе. Во  многих местах люди уже почти забыли, кому обязаны своим мостом. Человеку вообще свойственно забывать об оказанных ему услугах и  приписывать себе чужие таланты. Люди нередко обходятся с дьяволом  точь-в-точь, как иные художники - со своими коллегами: бессовестно  воруют у него идеи, да впридачу еще и поливают грязью.
Так и парижане наверняка бы совсем забыли, что мост Сен-Клод  построил не кто иной как дьявол, - не напомни им об этом неоспоримом  факте Грийо де Живри. "Кто бы мог поверить, - пишет он, - что мост,  ведущий к знаменитому парку и к веселой Парижской ярмарке, мост, по  которому теперь разъезжают электрические троллейбусы, славный мост  Святого Клода, - дело рук Сатаны?" Но и за этот прекрасный мост дьявол  получил ничуть не больше, чем за все прочие труды: ему пришлось  довольствоваться тощей черной кошкой, которая и без того скоро бы  сдохла. Примерно так же вознаградили и черта, построившего знаменитый  мост над ущельем Шёлленен в Швейцарии, который до сих пор горделиво  красуется над рекой Рёс. Для современных инженеров перекрыть это  ущелье мостом не составило бы труда, но в те времена задача  представлялась неимоверно сложной. По одну стороны пропасти  возвышается почти отвесная скала, и дорогу, ведущую к мосту,  предстояло высечь из гранита и укрепить каменной кладкой. Легенда  гласит, что некий пастух пообещал отдать дьяволу первое живое  существо, которое пересечет мост, столь необходимый на этом перевале,  соединяющем юг и север Европы. Когда дело было сделано, пастух загнал  на мост серну - и дьяволу пришлось принять ее в уплату.
Как и следовало ожидать, нечистый столь же искусен в сооружении  стен и укреплений. Однажды он чуть было не поймал в свои сети  французского дворянина, коннетабля Ледигьера. Коннетабль заказал  дьяволу окружить вверенный ему замок стеной. По договору, князь тьмы  должен был получить его душу, если коннетабль не успеет выбраться из  замка до того, как строящиеся стены сомкнутся. Но в последний момент  ему удалось промчаться на коне в незаложенное камнем отверстие и  вырваться на волю. Правда, щель оставалась такая узкая, что хвост коня  застрял в стене. Но коннетабль обрубил его мечом, после чего от ужаса  проскакал еще сотню миль, не оглядываясь. На сей раз дьявол не получил  даже кошки! А волоски из конского хвоста до сих пор торчат из замковой  стены.
Англия и Шотландия некогда были разделены огромной стеной,  остатки которой сохранились до сих пор. Цемент, скреплявший ее камни,  был так прочен, а стыки так точны, что еще с незапамятных времен это  сооружение звали "дьявольской стеной". И все это - лишь малая доля от  огромного множества примеров, которые свидетельствуют о том, что черт  и впрямь не так страшен, как его малюют: время от времени он творил  добрые дела и позволял простым смертным ускользнуть от него целыми и  невредимыми.