Основой иудаистского вероучения является последовательный монотеизм, не допускающий компромиссов. Это выражено в иудейском символе веры "Шема", которым начинается богослужение: "Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь один!. Со временем среди последователей иудаизма сложился благочестивый обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом "Адонаи"
(Вдадыка). Закрепляя это правило, хранители текста Библии ставили к согласным буквам слова "Яхве" знаки огласовки для слова "Адонаи". Из этого соединения возникла ставшая широко распространенной транскрипция "Иегова" - искаженная форма имени "Яхве".
Божья воля открывается человеку через слово Бога, выраженное в Законе (Торе) и словах Пророков. Как считают иу-даисты, первым народом, который Бог избрал для открытия своей воли через Закон, данный Моисею (Синайский завет), был народ Израиля. Отсюда его особая роль в истории. По словам авторитетного израильского раввина Л. Финкельстайна, "тот факт, что народ Израиля получил Закон и слышал Пророков, не наделяет его... особыми привилегиями, зато налагает на него особые обязательства". И далее: "Эта ответственность-чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером его неукоснительного соблюдения - выражается понятием "избранный народ".
Неевреи, принявшие иудаизм (герим), становятся полноправными членами еврейской общины (мы сознательно подчеркиваем это обстоятельство вопреки распространенному заблуждению, согласно которому иудаизм якобы является нерецептивной религией, то есть религией, которую не может принять сторонний человек и последователи которой воспроизводятся только за счет деторождения во внутриконфессио-нальных браках).
Случаи принятия иудаизма народами, этнически не связанными с евреями, в истории известны, но в целом прозелитизм не получил в иудаизме значительного развития из-за учения о богоизбранности еврейского народа. Исторически в иудаизме существовали две тенденции: национального избранничества и экуменическая. В талмудическую эпоху победила первая. С учением о богоизбранности связана и особая роль в иудаизме исторической родины евреев - Палестины, именуемой Эрец Исраэль (Земля Израиля), которая считается Святой Землей, и ее главной святыни - Иерусалима.
Завершение исторического призвания народа Божия должно осуществиться через явление Мессии (от древнееврейского "машиах" - помазанник) - "помазанника Божия". Обряд помазания елеем (освященным маслом оливы) означал у древних евреев снисхождение Духа Божия на человека, избранного на царское служение. В тексте Библии говорится о том, что пророк Самуил совершил помазание на царство первого израильско-иудейского царя Саула.
Согласно иудаистскому вероучению Мессия - посланец Божий, явившись иудеям в виде смиренного учителя из рода царя Давида (преемника Саула), не только восстановит царство Израиля и соберет рассеянный по свету еврейский народ, но и установит на земле царство всеобщего мира и братства людей. В этом состоит основной пункт расхождения между христианством и иудаизмом. В то время как христиане признают Мессией Иисуса Христа ("Христос" - греческое значение слова "помазанник"), иудаисты считают, что подлинный Мессия явится в будущем.
В XII веке вероучение иудаизма было систематизировано вышеупомянутым Маймонидом, сформулировавшим 13 принципов веры: в существование Бога; в его единство; в его бесплотность; в его бесконечность; в богообщение посредством молитвы; в пророков как выразителей воли Бога; в превосходство Моисея над другими пророками; в откровение Закона (Торы) Моисею на горе Синай; в нерушимость Закона; в Божественное провидение и справедливость; в приход Мессии; в воскресение мертвых; в бессмертие души. Эти положения позже были изложены в поэтической форме, составив особый синагогальный гимн - Игдал.